Новые Правила розничной торговли: о чем надо знать потребителям

С 1 января 2021 г. действуют новые Правила продажи товаров в розницу. Продавцов уже не напугать фразой «Дайте мне жалобную книгу!». А еще теперь в торговой точке можно фотографировать что угодно. Есть и другие новшества.

Книги жалоб больше нет

Вообще-то она официально называлась «книга отзывов и предложений», и раньше продавец должен был предоставить ее покупателю по первому его требованию <1>. С этого года магазины не обязаны ее иметь.

Любопытно, что у организаций общепита, которые с 2021 г. тоже работают по новым Правилам, книга отзывов по-прежнему должна быть <2>.

Покупателям разрешили свободно фотографировать в магазине

Ранее запрета на фотографию тоже не было, но при этом нигде не говорилось, что покупатели вправе делать фотосъемку. Из-за этого иногда возникали конфликты между продавцами и покупателями.

Теперь в розничных Правилах прямо сказано, что «…не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара…» <3>. И, как разъяснил Роспотребнадзор, теперь любой потребитель вправе зафиксировать, например на камеру мобильного телефона, те нарушения, с которыми он столкнулся в торговой точке <4>.

Технику и ювелирные украшения, купленные через Интернет, можно запросто вернуть

Продавец обязан обменять либо принять обратно (и вернуть деньги) следующие товары, купленные дистанционно, даже если они надлежащего качества <5>:

• технически сложные бытовые товары (это, к примеру, холодильники, кондиционеры, роботы-пылесосы, плиты, стиральные машины);

• ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) камней;

• транспортные средства.

Отказать покупателю продавец может лишь в том случае, если товарный вид или потребительские свойства товара утрачены.

До недавнего времени отдельные суды иногда высказывали иную точку зрения <6>.

Напомним, что потребитель вправе отказаться от товара, заказанного дистанционно <7>:

• в любое время до его передачи;

• в течение 7 дней после передачи товара без объяснения причин;

• в течение 3 месяцев с момента передачи товара, если в момент доставки не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара.

Интернет-заказ может получить любой, кто знает его номер

По новым Правилам купленный дистанционно товар вправе получить как тот, кто его непосредственно заказал, так и любой другой человек, который сообщит курьеру номер заказа или как-то иначе подтвердит оформление заказа <8>. То есть родственникам и другим лицам, совместно проживающим с потребителем, не нужно теперь предъявлять доставщику доверенность либо паспорт <4>. Но Роспотребнадзор говорит, что продавец в договоре может предусмотреть и более строгие правила (например, при доставке дорогостоящих товаров).

Раньше другой человек мог получить интернет-покупку вместо непосредственного заказчика, только предъявив доставщику квитанцию или иной документ, подтверждающий заказ <9>.

Когда продавец должен дать товарный чек

Продавец товара обязан выдать потребителю по его требованию, помимо кассового, еще и товарный чек, только если в кассовом не указаны индивидуализирующие признаки товара (например, название, артикул, модель). Эта обязанность касается не всех товаров подряд, а только лишь <10>:

• технически сложных товаров;

• животных и растений;

• стройматериалов;

• тканей, одежды, меховых товаров, обуви;

• мебели.

А продавцы ювелирных изделий теперь вообще не обязаны предоставлять покупателям товарный чек.

Внимание. По новым Правилам, если продавец не довел до потребителя информацию о форме и способах направления претензий, тот может направить ее в любой форме и любым способом, хоть по мессенджеру. В свою очередь, продавец обязан дать ответ на претензию покупателя <11>. Но вот срок для такого ответа не установлен.

Чего продавцы теперь делать не должны

Из новых розничных Правил исключены следующие обязанности продавцов:

бесплатно помогать грузить крупногабаритный товар в машину покупателя;

указывать номер или фамилию весовщика на расфасованных продовольственных товарах;

знакомить потребителя по его требованию с товарно-сопроводительной документацией;

предоставлять покупателю аналогичный товар, если он возвращает для гарантийного ремонта газовую плиту или ювелирное украшение <12>.

* * *

А еще в новых Правилах установлено, что автозаправки по требованию потребителей должны предоставлять им заверенную копию документа о качестве (паспорт), где указаны изготовитель и поставщик топлива, а также дата и объем поставки <13>.


<1> п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства от 19.01.1998 N 55

<2> п. 6 Правил оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства от 21.09.2020 N 1515

<3> п. 2 Правил N 2463

<4> Информация Роспотребнадзора «О новых правилах продажи товаров в розницу»

<5> пп. 22, 41, 45, 51 Правил N 2463

<6> Апелляционное определение Мосгорсуда от 12.02.2020 N 33-5952/2020

<7> п. 4 ст. 26.1 Закона от 07.02.1992 N 2300-1

<8> п. 14 Правил N 2463

<9> п. 26 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. Постановлением Правительства от 27.09.2007 N 612

<10> пп. 39, 53, 60, 63, 66 Правил N 2463

<11> пп. 5, 21 Правил N 2463

<12> Перечень, утв. Постановлением Правительства от 31.12.2020 N 2463

<13> п. 71 Правил N 2463

Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга» N 06, 2021

https://www.consultant.ru/law/consult/gk2021-03-18.html
© КонсультантПлюс, 1992-2021

Новые Правила розничной торговли: о чем надо знать потребителям

© 2021 Юристы | Мера Защиты - Юридические услуги | Юридические консультации

Разработка сайта - Лаборатория фрилансеров